Портал Кунцево Онлайн.
Внуково
История района Тропарево-Никулино История района Солнцево История района Раменки Проспект Вернадского История района Очаково-Матвеевское История района Ново-Переделкино История района Можайский История района Кунцево История района Крылатское История района Филевский Парк История района Фили-Давыдково История района Дорогомилово
Карта сайта Главная страница Написать письмо

  

Кунцево Онлайн

А. П. Гайдар в Кунцево

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков), в Кунцево............
Читать подробнее -->>

 

А у нас снималось кино…

Фильм Граффити

Фильм "Граффити"
Читать подробнее -->>

Открытие памятника на Мазиловском пруду.

Открытие памятника на Мазиловском пруду.

9 мая 2014 года, на Мазиловском пруду прошло открытие памятника воинам, отдавшим свои жизни в Великой Отечественной Войне.
Читать подробнее -->>

Деревня Мазилово

Старожилы Мазилова объясняли название своей деревни так: мол, в далекие времена извозчиков, возивших в Москву разные грузы, обязывали смазывать дегтем колеса телег, чтобы

Старожилы деревни Мазилова объясняли название своей деревни так: мол..................
Читать подробнее -->>


 

 

 
  



История / Кунцевское городище




 

Из истории Кунцева.

ДРЕВНЕЕ ГОРОДИЩЕ


"Как остров над глубокими оврагами высится обособленный мыс с земляными валами и рвами, покрытый угольно-черной землей -напластованиями седой древности. У его подъема стоял тысячелетний, в четыре обхвата дуб, описанный К.А. Тимирязевым в "Жизни растений" и оставшийся на полотне Аполлинария Васнецова. Великан простоял до начала 20 века, когда удар молнии разбил огромное дерево и дуб сгорел, но корни его глубоко вросли в подножье холма", - так начинает описывать это место в 1982 г. историк и археолог А.Г. Векслер.

Уже в 1649 г. межевая опись Кунцева называла его "городище" (суффикс "ищ" издавна употреблялся, чтобы подчеркнуть оттенок старины: дворище -место бывшего двора; городище - место оставленного города, покинутых укреплений). Таинственное городище, окруженное валами, во времена Московской Руси приобретало мрачную славу. Находя у обрывов городища "чертовы пальцы" (окаменелые моллюски) и "громовые стрелы" (наконечни­ки древних стрел), окрестные жители связывали первобытную фортифика­цию с "нечистой силой". Надо заметить, что "чертовы пальцы" находили и в наше время и, если любознательный читатель загорится желанием не только увидеть, но и дотронуться до них, я порекомендую ему посетить районный краеведческий музей "Кунцево". В нем, кстати, можно познакомиться с другими экспонатами и существенно расширить свой кругозор по данной тематике. Экскурсоводу музея удастся сделать так, что посетитель обязательно почувствует неразрывную связь между далеким прошлым и настоящим. А как это важно знать, что ты являешься продолжением многовековой жизни, в которой такие же люди, как ты, примерно также думали о том, например, как добывать пишу, растить детей и т. д.

Итак, окрестные жители связывали данное место с "нечистой силой". На плане 1804 года оно названо Татарским кладбищем, в народе же называли его Славянским и Польским кладбищем, все стараясь объяснить это загадочное место. Оттого и "страшный" роман писателя прошлого века Михаила Ильича Воскресенского, основное действие которого происходит на этом холме, назывался "Проклятое место". Роман в 3-х частях был опубликован в 1838 году и сейчас уже многими забыт. Характерен такой диалог из этого произведения:"- Да чего ж его бояться - этого места-то, бабушка? - Как чего, родимый? Ведь не даром же оно слывет проклятое место! На путном народ православный не проваливается, да еще во время обедни. Говорят, и доселе тут в ночное время иногда слышатся колокола, да голоса поющие..."

"Впрочем, даже сейчас, - пишет Векслер, - в наши дни (1982 г.), можно еще услышать от кунцевских старожилов предания, что здесь "провалилась церковь" и ушла в глубину "метров на пятьдесят". Сейчас это - ничем не примечательная площадка, известная, в основном, лишь археологам. В научной литературе этот объект называется Кунцевским городищем. С самого зарождения археологии Москвы данное городище привлекало внимание ученых. Первое описание его сделал Зориан Доленго-Ходаковский, современник А.С. Пушкина (великий поэт, почитавший историка, даже называл себя "Новый Ходаковский")".

В своем сочинении "План путешествий по России для отыскания Древностей Славянских" Ходаковский с большой настойчивостью проводил мысль о том, что московские городища - это "языческие славянские ограды и никогда не были военными или городскими и сельскими укреплениями". Комментируя его исторический труд, Иван Забелин замечал, что ни одно из городищ своим положением в глухой части леса и вообще своей природной обстановкой не может в такой степени уносить наше воображение в эту таинственную, мифическую, заманчивую славянскую систему Ходаковского, как именно городище Кунцевское.

Любопытно отметить, кстати, что и сам Забелин в 40-х годах прошлого века был свидетелем того, как в Троицын день на противоположном Кунцову берегу Москвы-реки пришедшая из дальней деревни Терехово крестьянская молодежь с зелеными венками на голове и в руках приблизилась к городищу, побросала венки в реку и вскоре удалилась.

Эта неожиданная картина поразила историка и, по его словам, перенесла в "глубокую славянскую древность". Но действительно, зачем венки бросали в реку именно перед городищем, если в деревне Терехово был свой берег реки? Забелин предположил тогда, что это пережитки языческого требища из "проклятого места". С основным же из выводов ученого нельзя не согласиться и сейчас: "Кунцевское городище есть памятник глубочайшей древности, показывающий, что эта сторона была заселена с незапамятных времен, задолго до того времени, с которого мы начинаем свою историю".

Первые специальные археологические разведки провел на древнем памятнике в первые годы Советской власти профессор МГУ В.А. Городцов. Руководя раскопками с 1919 по 1923 год, он выделил два основных периода в жизни городища: первый он отнес к началу первого тысячелетия новой эры, а второй - к XVI веку (тогда здесь существовали церковь и кладбище). Перед войной (1941 - 1945 гг.) Кунцевское городище было обследовано О.Н. Бадером.

Раскопки городища значительного масштаба производились спустя 20 лет сотрудниками Музея истории и реконструкции Москвы (ныне - музей истории города Москвы). В течение 13 лет раскопками руководил А.Г. Векслер.

"... Густые заросли кустарника, крапива в рост человека - это место на окраине старинного парка и сегодня кажется затерянным миром. Между тем, всего лишь в четверти часа ходьбы отсюда шумный многолюдный город, станция метро "Кунцевская", высокие светлые здания. Сквозь густую зелень с вершины проглядываются трибуны Гребного олимпийского канала.

Работать было трудно, грунт оползал. Поэтому археологам приходилось копать на небольших площадках, преимущественно между деревьями, корневая система которых укрепляла почвенную толщу и очень затрудняла работу.

Но вот расчищены площадки для раскопок, разбита сетка квадратов - для точной фиксации находок и сооружений, - снят дерн, и с каждым пластом начинается погружение в глубь столетий, в исчезнувший древний мир, отделенный от нас метрами и веками. Площадь 1300 кв.м вскрыта последними археологическими раскопками на городище, и при этом в толще культурного слоя обнаружены многочисленные разновременные сооружения, сделаны сотни находок".

Городище, как показали исследования, было заселено уже в VI-V веках до н. э. (по другому источнику временной интервал - примерно с IV-III веков до н. э.), а затем поселение просуществовало без видимых перерывов весь период раннежелезного века (напомню, что поселение раннего железного века -это так называемая "дьяковская культура"), до VIII-IX веков н. э. Сначала небольшой поселок патриархального рода всего в несколько десятков человек располагался на верхней площадке мыса. Это было укрепленное поселение, представляющее собой площадку, окруженную с трех сторон построенными, по-видимому, в разное время тремя валами и двумя рвами. Вскоре жители начали осваивать и склоны, сооружать плоские уступы на них, ставить дома и мастерские, устраивать загоны для скота. Экспедиция провела здесь методические исследования - вскрывался участок за участком на вершине и террасах, прорезались валы и рвы.

Новые раскопки дали важные результаты. В основании террас под мощным намывом земли с верхней площадки были расчищены первоначальные жилища - углубленные, овальные в плане, со следами очагов. По краю верхней площадки и террас по отличающемуся грунту в заполнении ям выявлены оборонительные конструкции* - тын (бревенчатая стена) и плетень. Опасность набега грозила постоянно, и обитатели холма непрерывно совершенствовали систему укреплений: надсыпали валы, углубляли рвы, ставили новые линии кольев. За всеми этими укреплениями укрывалось главное богатство - скот. Скотоводство, в особенности на раннем этапе, было основой экономики поселения, об этом свидетельствуют многочисленные находки костей, подавляющее большинство их принадлежит домашним животным: лошади, корове, свинье. А среди костей диких животных - трофеев древних охотников - найдены кости медведя и кабана, лося и северного оленя, лисицы и куницы. Таков был животный мир территории будущей Москвы. Впрочем, медведи и волки, не говоря о мелком зверье, здесь водились еще в середине XVII века. Среди находок присутствуют также костяные и железные наконечники стрел, глиняные пряслица и железные серпы, железные ножи и костяные проколки, тигли и льячки (ложки для разлива жидкого металла)**. Помимо разнообразной глиняной посуды найдены и другие изделия из глины - детские погремушки и статуэтки, разнообразные подвески и бусы. Очень красивыми оказались бронзовые украшения.

Непосредственное ощущение эпохи передают вещи - все то, что историки называют материальной культурой, они живо рассказывают о прежней жизни на этом холме за его и сегодня могучими валами. По находкам со всей очевидностью можно судить о хозяйстве и быте поселения скотоводов и охотников, рыболовов и древних металлургов в эпоху раннего железного века. На московской земле в те далекие времена были развиты ткачество и керамическое производство. Древняя грубая лепная посуда имеет отпечатки ткани и сетки - так уминалось глиняное тесто для плотности. Верх сосудов покрывал разнообразный орнамент. Уникален металлический штамп для нанесения узоров на сырую глину. Но встречена при раскопках и привозная, изготовленная по иной технологии керамика. Явно привозной характер имеют и стеклянные бусы с тонкой прокладкой золота внутри. Предметом же торгового обмена на эти вещи, скорее всего, была пушнина.

Обитатели поселка были искусными косторезами - мастерски сделаны костяные охотничьи наконечники для стрельбы из лука, прекрасно отделаны иглы, проколки, пряжки. Красивы ажурные металлические украшения -миниатюрные колокольчики, застежки-фибулы, подвески, изготовленные здесь же на городище. Любопытно, что на городище найдена и крошечная, умещающаяся на маленькой ладошке, игрушечная льячка - точная копия настоящей. Забавна и другая игрушка - глиняная погремушка в форме рыбы, в ней до сих пор звенит песок. У этой детской игрушки из раннего слоя поселения "почтенный" - более чем двухтысячелетний - возраст.

На археологической карте Москвы отмечено немало подобных Кунцевскому городищу поселений. Так, ближайшее из них находилось в садах на речке Сетуни, невдалеке от киностудии "Мосфильм". Другое городище -Мамоновское - лежало несколько ниже по течению Москвы-реки, на территории Андреевского монастыря. По материалам археологических разведок на территории Москвы известны такие городища в Котлах, Капотне, Спас-Тушине и др.

Вверх

При раскопках Кунцевского городища в слое 1 тысячелетия н. э. найдены серпы, зернотерки, коса-горбуша, зерна злаков.

На основе земледельческого хозяйства складывались и религиозные культы дьяковских племен. О распространении культа солнца как источника жизни свидетельствуют изображения расходящихся лучей на различных предметах. Такая ажурная "солярная" бронзовая бляха, найденная в Кунцеве, является великолепным образцом древнего прикладного искусства.

Другие археологические находки позволяют говорить о распространен­ности культа "великого женского божества" - богини плодородия.

Это и глиняные статуэтки, и стилизованные символические изображения на предметах из металла, кости, глины. Первобытные верования дьяковцев, несомненно, имели земные корни.

Находки на древнем городище рассказывают о длительном, сложном пути экономического развития населения Москворечья, о непрерывном совершенствовании ремесла. Высокого уровня достигает оно к началу 2-го тысячелетия н. э. Именно в это время ремесленники на московской земле стали объединяться вместе в таких старых укреплениях, как Кунцевское городище. Здесь под защитой валов, на речных дорогах им легче было сбывать свою продукцию. Многовековому развитию ремесла был обязан своим зарождением и ранне-феодальный город Москва с центром на Боровицком холме и посадом. А одним из древнейших соседей кремлевского "града" было Кунцевское городище.

Второй ("славянский") период, открытый археологами в этом месте, датируется X-XIII веками (в другом источнике Х1-Ш1 веками) и выделяется характером раскопанных изделий из керамики. В то время местность заселялась в основном славянами из племенного союза вятичей (родоначальник -Вятко). В Кунцеве к этому времени относится разнообразная керамика, изготовленная на гончарном круге. Уникален поливной сосуд, - рельефным штампом на нем оттиснуто изображение мифического славянского Китовраса - крылатого получеловека-полуконя с мечом в руках. Временем до монгольского нашествия датируется трубчатый замок сложной конструкции - он состоял из трех десятков деталей. Среди предметов этого комплекса украшения, орудия труда и инструменты, характеризующие более высокую ступень развития ремесла, железные ножи со стальной наваркой, топоры, шиферные пряслица - кружки, надевавшиеся на веретено, металлическое с узорным травным орнаментом навершие клинка - великолепный образец прикладного искусства летописных славян.

Третий период, который открылся взору археологов (впрочем, раньше других, ибо данный культурный слой находился выше к изучаемой поверхности) - это время существования кладбища и церкви. Вернее сказать, остатки христианского храма и связанное с ним большое (по тем временам) кладбище, обнаруженные в центральной части верхней площадки. Датируются данные остатки, по-видимому, периодом не позднее XIII - начала XIV века.

Очевидно, вовсе не случайно, что при широком вскрытии городища до сих пор не обнаружено жертвенное место его ранних обитателей, хотя такие глинобитные площадки - жертвенники известны на нескольких дьяковских городищах. Иван Забелин высказывал мысль о том, что первую церковь на Кунцевском городище соорудили именно там, где был языческий жертвенник. Как не вспомнить тут, что со времен князя Владимира христианские храмы ставились на месте языческих требищ. Например, церковь св. Василия в Киеве стоит на холме, где прежде стоял "Перун древян, а глава его серебряна, а ус злат". В пользу предположения Забелина говорит то, что в Кунцеве на склоне близ места храма прослежены мощные отложения - сброс угля, золы, обожженной глины; вполне возможно, это следы разрушенного языческого жертвенника.

Средневековые русские погребения на городищах обычно не радуют археологов, так как они нарушают стратиграфию, а вещевые находки при этом незначительны. Не то оказалось в Кунцеве. С погребальным комплексом здесь был связан ряд важнейших находок - монет и крестов. Монеты -медные пулы и серебряные копейки - чеканены в Москве и Твери и позволяют довольно точно датировать погребения. Но особенно интересна оказалась коллекция из двух десятков крестов, выполненных с большим профессиональным мастерством и являющихся прекрасными произведениями раннемосковской мелкой пластики. В средневековье это было искусство, неразрывно связанное с народным творчеством. Его тематика давала весьма своеобразное художественное отображение местных культов. На ряде крестов изображен святой Никита, "бесов мучитель" - он избивает беса длинной палкой, держа "нечистого" за уши. Это изображение - не просто символ культа. Крест датируется XV веком, а именно в это время легенда о Никите становится выражением борьбы с мрачными силами, символом освобождения Руси от ордынского ига.

Интересен другой, более ранний крест. Дата его, по известной коллекции В.Н. и Б.И. Ханенко, собранной в прошлом веке, определяется XIII веком. Это половина складного креста - энколпиона. В центре креста монументальное изображение - святой в епископском облачении держит Евангелие в левой руке. Такой иконографический тип чрезвычайно характерен для Николы Зарайского. Древнейшая икона Николы Зарайского начала XIV в. находится в Третьяковской галерее. По мнению специалистов, иконография Николы Зарайского - это плод русской переделки образа византийского епископа, трактуемого как защитника Русской земли от иноземных захватчиков. Недаром на одном из изображений Николы в Оружейной палате имеется надпись: "Николаи - заступник роду крестьньску", вот почему этот святой так высоко почитался в Москве, вот почему именно у церкви Николы Зарайского, "что у старого Каменного моста - на Троицкой площадке" устраивали торжественные встречи войску-победителю. Древнейшее из известных живописных изображений Николы Зарайского происходит из Киева; считают, что его привез киевский боярин Родион Нестерович, переселившийся в Москву при Иване Калите и основавший церковь Николы на Киевце. Однако в мелкой пластике изображение Николы Зарайского появилось раньше - в частности, на кунцевской находке оно является более древним. Эта вещь также, по-видимому, относится к киевской художественной культуре.

Среди других находок художественной пластики интересен образок со сложной композицией. На лицевой его стороне изображены семь скорченных фигурок, обрамленных нарядным орнаментом. Этот сюжет связан с драматической легендой о "семи отроках из Эфеса", известной с V-VI вв. до н.э. Семь мальчиков-христиан забрались в горную пещеру, спасаясь от преследований императора-язычника Деция. Здесь они "чудесно" заснули и проснулись лишь спустя три столетия, уже при полном торжестве христианства. Образок с семью отроками был народным полуязыческим амулетом - оберегом; считалось, что он охраняет во время сна от непредвиденных опасностей.

Легенда эта была популярна в Древней Руси и семь рельефных резных из белого камня фигур отроков украшают фасад прославленного памятника владимиро-суздальского зодчества - Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Отметим при этом, что ажурный растительный орнамент на кунцевском образке полностью совпадает с одним из мотивов резьбы на Георгиевском соборе. В образке явно прослеживается влияние искусства Владимирской Руси.

Находки показывают, что раннемосковское искусство пластики опиралось на традиции таких высокоразвитых центров культуры, как Киев, Владимир, Суздаль.

Познав историю Кунцевского городища, любопытный читатель, безусловно, заинтересуется его точным месторасположением. Но я, как уже говорил выше, и сам точно не знаю его.

Однако, рискну описать маршрут, который проделал академик М.И. Броссе* в поисках "Проклятого места" (то есть Кунцевского городища) более 150 лет назад (впервые данный труд печатался в номерах 79 и 80-м "Московских ведомостей" от 1849 г. и в номере 67-м от 1850 г.). Возможно, несмотря на колоссальные изменения данной местности с тех пор, кому-нибудь удастся разобраться в его маршруте и это поможет определить крохотный клочок земли, на котором когда-то было языческое требище, затем стояла деревянная церковь и кладбище.


Отрывок из книги М.В. Данченко "Наследие Кунцева"
Роман «Проклятое место» в своё время наделал много шума в среде читающей Москвы. Интерес к Кунцевскому городищу подогревался и тем, что в его центральной части были обнаружены ......>>

Вверх

 

Портал Кунцево Онлайн

Новости

  Цыганская ночь

Цыганский коллектив на вашем празднике!
Цыганский коллектив
на вашем празднике!

 
    Новые фотографии
В Единении Сила
В Единении Сила
 
  Пожар в Усадьбе Нарышкиных
Пожар в Усадьбе нарышкиных
Поджог дома Нарышкиных



 
  Нашлись скульптуры.
Скульптуры с территории дома-усадьбы Нарышкиных, потерянные в 90-х годах в Кунцево
Скульптуры с территории дома-усадьбы Нарышкиных, потерянные в 90-х годах в Кунцево.



 
 
Лето, Солнце, Пляж!
Бассейн в парке Фили!
Бассейн в парке Фили!

 
  Ближняя дача Сталина в Кунцево.
Ближняя дача Сталина в Кунцево.

Ближняя дача расположена теперь в черте Москвы, среди елового лесочка. Приземистый дом скрыт
.


 
  Внутри усадьбы Нарышкиных
Усадьба Нарышкиных изнутри!!
Усадьба Нарышкиных изнутри!!


 
  Усадьба Нарышкиных.
Усадьба Нарышкиных.
Памятник русского зодчества XVIII века.
К сожалению, ремонт этого памятника очень сильно затянулся...


Читать подробнее -->>

 
  Кунцевское городище
Кунцевское городище
Уже в 1649 г. межевая опись Кунцева называла его "городище" Итак, окрестные жители связывали данное место с "нечистой силой".
...
Читать подробнее -->>

 
  Иван Егорович Забелин
Иван Егорович Забелин
Иван Егорович Забелин - автор фундаментальных работ по материальной и духовной жизни русского народа. Ему принадлежит обширный труд "История русской жизни....


Читать подробнее -->>

 

 

 


Яндекс цитирования Копирование материалов с сайта только с разрешения авторов.
Ссылка на портал www.kuncevo-online.ru обязательна.
Исторические материалы предоставлены детской библиотекой №206 им. И.Е.Забелина
Веб Дизайн.StarsWeb, 2009

Copyright © Кунцево-Онлайн.
Портал Кунцево Онлайн.